УКРАИНСКИЙ ТАНЕЦ КАК ДУХОВНЫЙ КОД НАЦИИ

0

Как из одного цветка не сделаешь венка, так один человек не составит танца. Сегодня именно культура, которую оставили в наследство нам предки, не дает потерять личностную самоидентификацию. Их мудрость и духовная красота сохранились до наших дней и в фольклорном творчестве народного танца как важной составляющей традиционной культуры Украины.

«Хорошие отношения похожи на танец и строятся на тех же правилах»
Энн Линдберг

В 2017 году всемирно известному коллективу – Национальному заслуженному академическому ансамблю танца им. Павла Вирского, посланцу мира и дружбы, прославляющему украинскую культуру на всех континентах, - исполняется 80 лет.

На фоне возникающих и бесследно исчезающих проектов долгожительство этого коллектива объясняется несколькими факторами. Во-первых, творческая цель ансамбля во все времена оставалась неизменной – популяризация украинской культуры языком танца. Этот коллектив неизменно дарит миллионам зрителей ни с чем не сравнимый восторг от блистательного мастерства исполнителей. Во-вторых, за всю историю коллектива у ансамбля танца фактически было всего два руководителя – Павел Павлович Вирский (1937–1975) и нынешний – Мирослав Михайлович Вантух. Благодаря их усилиям ансамбль стал символом высокопрофессионального и в то же время искреннего и сердечного искусства.

Они придали украинскому танцу необычайную привлекательность с помощью разнообразных хореографических средств, образов и сюжетов, художественно-эмоциональных красок, используя особенности региональной культуры и лучшие исторические традиции и образцы.

Среди главных факторов успеха - талантливые артисты, свободно владеющие всеми видами танца, способные воплотить национальный характер в художественном образе. Ведь именно народный танец отражает душу и характер народа, его историю, героизм борьбы и величие духа, являясь духовным кодом нации.

Ансамбль был создан в июне 1937 года. Известные артисты театра и балетмейстеры Павел Павлович Вирский и Николай Александрович Болотов собрали большой коллектив хореографов народного танца Украины, и это было грандиозное событие - создание ансамбля песни и танца Украины. А в 1951 году он был реорганизован в Государственный ансамбль танца Украины. Как хореограф ансамбля, а с 1955 года его художественный руководитель Вирский начал создавать новую линию отечественного народно-сценического танца, фактически балетмейстерскую реформу, состоявшую в соединении элементов украинского танцевального фольклора с классическим танцем. В его творчестве народная хореография возвысилась до совершенства классических образов.

Павел Павлович создал более трех концертных программ, обогатив лексику украинского танца виртуозными элементами классической хореографии. Именно в этот период создавались хореографические композиции, ставшие классикой и любимые зрителями и сегодня: "Куклы", "Моряки", "Гопак", "Чумацкие радости", "Ой, под вишней", "Подоляночка", "Запорожцы", "Мы помним!" и другие.

В 1959 году ансамбль был награжден Почетной грамотой Всемирного совета мира. А за заслуги в развитии украинского хореографического искусства коллектив получил звание заслуженного. В 1971 году за высокое исполнительское мастерство он стал "академическим". С 1977 года Государственный ансамбль народного танца Украинской ССР носит имя народного артиста СССР, Лауреата Государственной премии им. Т.Г. Шевченко Павла Павловича Вирского.

В становлении ансамбля танца Украины и художественном оформлении его программ принимали участие известные художники: А. Петрицкий, Ф. Нирод, Т. Герасимчук, Л. Химич. Благодаря их мастерству на концертах коллектива зритель наслаждается не только прекрасным исполнением, но и замечательными костюмами, которые, безусловно, являются неотъемлемой составляющей спектакля.

Обработку народной музыки и новые мелодии к танцам создали и создают наши известные композиторы - народный артист Украины Г. Завгородний, Ю. Левицкий, А. Хелемский, Я. Лапинский, Б. Яровинский и другие. Все танцевальные номера идут в сопровождении симфонического оркестра, которым долгие годы руководил сподвижник Вирского, композитор, народный артист Украины Игорь Иващенко. С 1994 года оркестром руководил заслуженный деятель искусств Украины Виталий Редько, а с 2001-го - одаренный музыкант, талантливый композитор, народный артист Украины Александр Чеберко.

После внезапной смерти основателя коллектива Павла Вирского у ансамбля начался сложный период. Найти замену такому авторитетному и талантливому руководителю было очень сложно. На протяжении пяти лет коллективом пытались руководить известные балетмейстеры и артисты балета, но концертная деятельность ансамбля практически сходила на нет.

22 января 1980 года художественным руководителем ансамбля танца им. Павла Вирского был назначен известный хореограф, руководитель самодеятельного львовского коллектива «Юность» Мирослав ВАНТУХ.

Мирослав Михайлович, вас пять лет уговаривали возглавить ансамбль, но вы по каким-то причинам не соглашались. По каким?

Я отказывался, так как прекрасно чувствовал себя во Львове и материально ни в чем не нуждался. Я получал достаточно солидную зарплату, которая составляла от 900 до полутора тысяч рублей в месяц, и только один раз - 400. Шучу. Я ставил танцы по всей Украине, Советскому Союзу и за границей. С ансамблем «Юность» мы гастролировали по всему миру, а на Кубе побывали даже три раза. Но разве деньги являются мерилом счастья? Просто я любил Львов и против своего желания не хотел покидать мой город.

Как вас принял коллектив? Как проходила адаптация в столице?

В первые месяцы терзала сильная ностальгия по Львову. Было очень одиноко, ведь моя семья оставалась там. Месяц жил в гостинице «Киев», полгода - в гостинице цирка. Потом дали «гостинку» на Малышко, 17, в Дарнице. Ночами не спал от постоянных волнений. Каждый день вставал в 4–5 утра, собирался и шел пешком через весь город на вокзал (это около 20 километров. – Авт.), встречать поезд из Львова. Он прибывал в 8 часов, и я ходил по перрону в неистребимой надежде увидеть знакомых из родного города. Был счастлив как ребенок, если встречал знакомых. Пять - десять минут общения и я, умиротворенный этим общением, отправлялся дальше пешком на работу.

Коллектив я принял очень и очень разбалансированным, это еще мягко сказано. Как сейчас помню, 45 ребят, 40 женщин и 22 музыканта. Репетиции стали для меня настоящей мукой. Женщины на классику почти не ходили. Разумеется, бывают декретные, бывают другие дела, но классика для танцовщицы - святое. А где мужчины? В зале их не было видно. Все рассказывали, как надо танцевать, но никак не могли показать свое мастерство.

Пришлось все начинать с нуля. Появились недовольные и посыпались анонимки. Права на ошибку у меня не было, что ярко показал опыт трех предшественников. Писали в Министерство культуры, профсоюз, но в основном - в ЦК. Сообщали, что я и националист, и бандеровец, и бездарный. Веду себя надменно: за стол с артистами не сажусь, рюмку с ними не пью. Честно говоря, не пил потому, что боролся с зеленым змием, и в какой-то степени удалось искоренить это зло в ансамбле. Но на это ушли годы.

Я уважаю и люблю артистов, но категорически запрещаю себе участвовать с ними в застольях. В те времена на все пасквили и анонимки надо было давать объяснения. Я отказался, заявив, что в этом унизительном фарсе участвовать не буду. К тому же надо было в срочном порядке изучать и бухгалтерию, и репертуар, я хотел все досконально знать.

Постепенно восстановилась концертная деятельность коллектива, мы стали гастролировать. Бывало, что с гастролей в Киев возвращались через полгода. Возобновились выезды за границу. И первый из них был в Грецию. В тот же год в Пиренеях мы дали 30 концертов и в одном месте. Это уже было настоящее международное признание.

Помните свою первую хореографическую постановку в ансамбле?

В 80-е все постановки ансамбля утверждались в министерстве и горкоме, ЦК Компартии Украины. Я предложил поставить танец «Карпаты», ведь для меня как украинца эта постановка была важна. Но утвердили другую. В 82-м я представил публике свой первый танец «Русская сюита» с обновленным составом коллектива. Но не менее памятна для меня и вторая постановка, и это, конечно же, были «Карпаты». Сейчас на всех художественных кафедрах страны ее изучают как эталон карпатского искусства.

Она создана на контрастном материале трех областей, который объединён финалом. Вначале звучат трембиты, и на полонину сходится молодежь. С одного края - гуцулы, с других - буковинцы и закарпатцы, представляющие каждый свой регион. Танец построен на музыкальном материале Западной Украины. Номер удачный, и я его очень люблю, как и «Волынские узоры», поставленные вслед за «Карпатами». Впрочем, художник все свои произведения любит как мать и отец своих детей. Я ставил номера "под Вирского", хотя тогда мне приходилось переступать через личные амбиции. Сегодня я уже по-другому и не могу: стиль Вирского, что называется, у меня в крови.

Мирослав Михайлович, что сегодня представляет украинский бренд «VIRSKY»? Ведь именно благодаря ему ансамбль широко известен за рубежом. Что лично для вас он значит?

Я не знаю более праздничного, жизнелюбивого вида искусств, чем танец. Бренд состоит в том, что наши артисты воспринимают танец как эмоциональную, поэтическую летопись народа, которую передают образно и ярко, открывая и зажигая сердца зрителей любовью. Для меня ансамбль - это достояние страны, которому я посвятил свою жизнь. Это также жизнь семьи, детей и внуков, которые развивались как личности и профессионалы именно в нашем родном творческом доме. Мы вместе переживали сложные времена низких зарплат и отсутствия средств на постановки, когда в начале 90-х за два года два состава артистов эмигрировали за границу, где им предложили очень солидные гонорары.

Сегодня в ансамбле проблем с кадрами нет. У нас профессиональное трехступенчатое образование: школа, студия, ансамбль. Такой системы нет нигде в мире: там или школа, или студия. Даже в самые тяжелые времена наша детская хореографическая школа обеспечивала ансамбль кадрами. Благодаря ей мы имеем талантливых молодых исполнителей. В школу на конкурсной основе принимают детей с 6 лет. Первые два года они находятся в подготовительной группе, затем 8 лет - в классах, где профессионально обучаются классическим и народно-сценическим танцам. Директор школы, Валентина Владимировна Вантух, моя супруга, в прошлом - прекрасная танцовщица, а сегодня профессиональный педагог, разработавший учебную программу и подобравший коллектив, в который вошли ведущие балетмейстеры-постановщики Украины.

Все это дает возможность детям глубоко изучить и полюбить украинскую народную культуру, профессионально обучиться хореографическому мастерству. Наиболее способные дети уже с первого класса школы принимают участие в концертных программах ансамбля. Потом выпускники школы имеют возможность поступить в хореографическую студию при Национальном заслуженном академическом ансамбле танца Украины. Кстати, в этом году школа при Национальном заслуженном ансамбле танца им. Павла Вирского будет отмечать свое 25-летие, а студия, созданная ещё при основателе ансамбля, отпразднует 55-летие.

За эти годы профессионалами танца стали более 2000 выпускников. Многие из них получили почетные звания, известность, выступают в нашем ансамбле или в составе других профессиональных коллективов Украины и за рубежом. Сегодня в школе обучается 250 детей, в студии - 50 студентов, из них 40 получают государственную стипендию. Всего в ансамбле танца им. Павла Вирского работают 168 человек, из них четверо имеют звание народного артиста Украины, а также 26 - заслуженных артистов Украины и четыре заслуженных работника культуры Украины.

Недавно по вашей инициативе прошел очередной, уже 4-й по счету, конкурс народной хореографии имени Павла Вирского среди самодеятельных коллективов страны. Интерес к народному творчеству не уменьшился?

Сегодня на волне патриотизма мы ощущаем еще больший интерес к нашему творчеству. Недавно у нас прошли концерты во Дворце культуры «Украина». И как всегда - полный зал и овации «Браво!» после каждого танца. Мы много работаем, чтобы наше искусство приносило зрителям удовольствие и гордость за свою страну.

Раз в три года проходит фестиваль-конкурс народной хореографии им. Павла Вирского, учредителем которого является «Хореографічна спілка України», при поддержке Министерства культуры. За 15 лет существования этого союза образовались десятки новых самодеятельных коллективов. Организаторами конкурса выступают управления культуры областных госадминистраций.

Кстати, в 4-м конкурсе им. Павла Вирского приняли участие 1200 коллективов страны, в каждом из которых минимум 50 исполнителей. Вот и подсчитайте число участников плюс их семьи. После отборочных туров в районах и областях Украины среди коллективов народной хореографии отбираются лучшие. А затем творческое соревнование продолжается уже во всеукраинском конкурсе в Киеве. По его итогам жюри награждает памятной медалью им. П. Вирского артистов за профессиональное исполнение, а балетмейстеров - за художественный уровень постановок, и это очень знаковая награда. В 2016 году мы впервые провели конкурс среди училищ культуры Украины. Нас радушно принимала и помогла с организацией мэрия Винницы. Это своеобразный обмен опытом, который просто необходим творческим людям.

Как вы воспринимаете реформы, проходящие в стране?

На мой взгляд, реформирование системы должно проводиться для людей и их блага. А какой реформой можно назвать поиск так называемых коррупционеров в культуре? Во все времена культура по-настоящему не финансировалась, её в основном урезали и ужимали. Такое впечатление, что кто-то перепутал нашу отрасль с нефтяной или газовой. В культуре всегда приветствовались династии, которыми мы очень гордились. Это передача художественного наследственного кода от отца к детям и далее к внукам.

Есть в реформе и положительные моменты – например, контрактная система, развязывающая руки многим руководителям. Меня всегда удивляет скупость наших олигархов-миллиардеров: они уже обеспечили своих внуков и правнуков, но почему-то не желают поддержать национальную культуру. К сожалению, у нас так и не появились ни Саввы Морозовы, ни меценаты Терещенко. Пока олигархи в основном соревнуются между собой в том, кто большую яхту или самолет купит, кто выше бизнес-центр построит.

Мы несколько лет назад проводили Международный день танца. Наша «Хореографічна спілка» организовала концерт в Национальной опере. На эту масштабную акцию собрались все известные украинские танцевальные коллективы. Я письменно обратился к Ринату Ахметову за помощью в оплате аренды оперного театра. Он или, возможно, его сотрудники отказали, заявив, что у них денег нет. Помогли нам Министерство культуры Украины и Фонд Президента Леонида Кучмы. Хороший пример я увидел в Польше, где мы недавно выступали в известном театре "Мазовше". Недалеко от Варшавы, в парковой зоне, для них построили целый комплекс зданий. Современный зал на 2,5 тысячи мест, залы для репетиций вокальных и танцевальных коллективов. Рядом - ресторан и общежитие для артистов и даже музей коллектива. Это - яркий пример внимательного отношения государства к своей культуре. Ведь если не поддерживать культуру, какое будущее ждет нацию? В каком духовном пространстве будут жить наши дети и внуки? Украинская культура очень яркая и разнообразная, и наш щедро одаренный народ свято хранит наследие предков, которое нужно развивать и передавать следующим поколениям.

Я считаю, что должна быть государственная программа поддержки национального культурного наследия и его развития. Мы много лет говорим о законе поддерживающих меценатов. Но, к сожалению, так ничего и не приняли. Чем больше людей будут принимать участие в культурной жизни, тем духовнее станет общество…

Сегодня, как никогда прежде, важно укреплять национальное достоинство, духовность и авторитет страны в современном мире через осознание нами, украинцами, собственной культурной самобытности, так как делает все эти 80 лет средствами музыки и танца Национальный заслуженный академический ансамбль танца имени Павла Вирского.

Виктория БУРКОВСКАЯ.