БОГ ЕМУ ДАЛ КРЫЛАТОГО КОНЯ

0

Ивана КАВАЛЕРИДЗЕ называли украинским Микеланджело, а ведь он был не только талантливым скульптором, но и режиссёром, и драматургом

Иван Петрович был членом всех трёх творческих союзов. Но никогда - кинорежиссером среди скульпторов и скульптором среди кинорежиссеров, умудряясь из одной ипостаси удивительно органично "материализоваться" в другую. "В искусстве половина успеха зависит от того, насколько ты человек, - любил повторять художник. - Главное - мысль и чувства. А остальное - дело техники, законы-то в искусстве общие: добро-зло, жизнь-смерть, любовь-ненависть, свет-тень..."

Его не любили ни Сталин, ни Хрущев. Одному очень не понравился фильм "Ливень". Другой ругал художника за "кубистические" скульптуры. Но в Украине Кавалеридзе был очень популярным, несмотря на то, что лучшие его работы - "Журавли летят", "Бунт", "Во глубине сибирских руд", "Якби ви знали, паничі" - не пускали в музеи, считая, что такое творчество будет непонятно советскому человеку. Но, несмотря на то, что немало произведений Кавалеридзе "по идейным соображениям" было уничтожено, наиболее яркие творения художника, интерес к личности и творчеству которого с годами не тускнеет, продолжают оставаться с нами...

Он родился на хуторе Ладанский Роменского уезда Полтавской губернии, теперь это территория Сумской области. Отец, Петр Васильевич Кавалеридзе, был из грузин, поселившихся в этих краях после одной из кавказских войн. Мать, Килина Лукинична Кухаренко, была полтавской крестьянкой.

Иван, старший из троих детей, в 1896 году пошел в начальную земскую школу. После ее окончания в 1901-м дядя Сергей Мазараки - муж маминой сестры, художник - забрал его в Киев. Здесь Иван учился в гимназии Валькера, которую окончил в 1905 году.

Свой первый самостоятельный шаг в жизни он описал в воспоминаниях: "Дождался я утра и отправился в художественное училище. Оно находилось на Сенной площади. Директором училища был городской архитектор Владимир Николаевич Николаев, секретарем - Лидия Александровна Дородницына. Вот перед ней я и положил прошение и прочие бумаги.

Лидия Александровна взглянула на мои рваные ботинки, бросила как бы невзначай: "Правоучение - сто рублей!" Я обомлел: "А меньше?"
- Меньше? Скульптурный отдел - десять рублей!
- Тогда я прошу зачислить меня на скульптурный!..

Ивану Кавалеридзе посчастливилось попасть в мастерскую известного в то время скульптора Федора Балавенского. Он сразу оценил талант юноши и помог, занимаясь с ним во внеурочное время, глубже постичь "тайны ремесла". Пройдет совсем немного времени, и ученик превзойдет своего учителя. Но тогда, в 1909 году, он отправится в столицу, чтобы пройти курс в Санкт-Петербургской академии художеств. А потом будет стажировка в Париже, в мастерской известного скульптора Аронсона.

Вернувшись в 1911 году в Киев, Кавалеридзе узнал о конкурсе на лучший проект памятника княгине Ольге и решил принять в нем участие. "Конкурс состоялся, - вспоминал Иван Петрович. - Подхожу к своему проекту - на дощечке написано: первая премия. Вторая присуждена проекту Малашкина (из Академии художеств, Петербург). Третью получил мой профессор Федор Петрович Балавенский..."

Однако в окончательном варианте митрополит Флавиан потребовал кое-что изменить. Несмотря на протест многих скульпторов, поддерживавших художника, генерал-губернатор Трепов, за которым было последнее слово, согласился с митрополитом.

"Меч я отбросил, - писал позже Кавалеридзе, - наперсный крест надел, руку положил на грудь, но... Левая рука зажала крепко в кулаке конец плаща, и вся фигура по-прежнему сохраняла воинственность и присущую княгине властность. Оказалось, что атрибуты в создании образа - не главное и не решающее. По сути, образ княгини Ольги, правительницы Киевской Руси, остался в памятнике таким, каким был задуман в проекте”.

В 1920-е годы монумент был разрушен большевиками, и несколько десятилетий "свято место" оставалось пусто. Памятник восстановили вместе с Михайловским Златоверхим собором только после обретения Украиной независимости. В скульптурной композиции, украшающей сегодня Михайловскую площадь Киева, княгиня Ольга - символ власти. Апостол Андрей - духовности. Кирилл и Мефодий - просвещения. Власть, духовность, просвещение - это основа украинского государства, ее трезубец.

Кстати, первый в мире памятник великому Кобзарю был создан руками Ивана Кавалеридзе. Работать над ним он уехал в Сарны. Памятник Тарасу Шевченко был открыт 27 октября 1918 года. Газеты тех времен сообщали, что открытие приурочено к 73-летию со дня посещения Тарасом Григорьевичем Ильинской ярмарки в Ромнах, и что установлен памятник ровно на том месте, где стоял шалаш, в котором в течение трех ночей своего пребывания в городе ночевал Шевченко. Памятник был установлен на массивном бетонном пьедестале, стилизованном под каменную глыбу. Кобзарь сидит на этой глыбе, опустив голову и свесив правую руку. И не ясно, задремал он или о чем-то задумался…

В 1987 году ЮНЕСКО, объявившая о праздновании 100-летия со дня рождения Ивана Петровича Кавалеридзе, назвала скульптора "украинским Микеланджело" и не без оснований. Его великолепный памятник "Григорий Сковорода" остается главной достопримечательностью Контрактовой площади столицы, а "Ярослав Мудрый" - площади у Золотых Ворот.

Необычной оригинальностью и неожиданностью художественного решения отличаются и режиссерские работы мастера, начиная с первой картины "Ливень", снятой в 1929 году. В ней Иван Петрович изобразил "панов с фарфоровыми лицами" - актерам наносили белый грим, и они казались бескровными марионетками. А лица крестьян гримировали "под бронзу", и те приобретали земляной или металлический оттенок.

Столь авангардный подход так напугал советских чиновников от кино, что картина до современного зрителя так и не дошла, в конце концов ее уничтожили. И только очевидцы, работавшие рядом с мастером, могли объяснить, по каким художественным принципам был создан этот фильм.

В 1932 году Иван Петрович Кавалеридзе женился на Надежде Капельгородской. Она стала четвертой женой художника. Три первые супруги были из города Ромны. Тестя, писателя Филиппа Капельгородского, НКВД арестовал весной 1938-го. Его сразу расстреляли, но семья узнала об этом только в конце 1950-х...

Первым украинским звуковым фильмом, который снял Кавалеридзе, стала "Наталка Полтавка". Несмотря на счастливый финал картины, в ней была скрыта драма той эпохи. Наталку играла актриса Екатерина Осмяловская. Во время съемок она была беременна. Премьера фильма состоялась в Киеве в ноябре 1936-го. В том же месяце Осмяловская родила сына. Это был внук митрополита УАПЦ Василия Липкивского, вскоре расстрелянного большевиками.

В декабре 1936 года премьера фильма состоялась и в США. В это же время "Наталку Полтавку" экранизировал эмигрант Василий Авраменко, владелец кинокомпании. Обе картины показывали почти одновременно. И фильм Кавалеридзе, сделанный под давлением советской цензуры, без английских титров, победил. Он шел три недели подряд в Нью-Йорке, в кинотеатре "Рузвельт", где так долго не могли удержаться даже голливудские боевики.

18 февраля 1936 года в газете "Правда" вышла статья под названием "Грубая схема вместо исторической правды", поставившая крест на творчестве Ивана Кавалеридзе. И только в конце 50-х он получил возможность снова работать в художественном кино. В 1958 году Иван Петрович снял фильм "Григорий Сковорода", в 1961-м - "Гулящую", по мотивам романа Панаса Мирного, с Людмилой Гурченко в главной роли. Вообще, этот глубокий режиссер открыл для зрителя немало новых имен, ставших известными далеко за пределами Украины. У него снимались и знаменитые уже актеры театра "Березиль" - Лесь Сердюк, Наталья Ужвий, Амвросий Бучма, Валентина Чистякова.

В последние годы Иван Петрович предпочитал работать по ночам, окружающая действительность советского "застоя" удручала его невыносимо. В двухкомнатную квартиру мастера приходили талантливые люди - режиссеры Сергей Параджанов и Леонид Осыка, художница Татьяна Яблонская и другие.

Иван Кавалеридзе ушел из жизни в год 60-летия советского кино. Киевскую киностудию им. Довженко, на которой ничего значительного тогда не снимали, наградили орденом Ленина. Принимать участия в торжествах по этому поводу пожилой режиссер наотрез отказался и якобы даже сказал: "Не хочу я смотреть это ваше кино"...

Он умер 3 декабря 1978 года. Похоронен на Байковом кладбище в столице.

Сын Ивана Петровича Игорь погиб на фронте, дочь Нина - во время оккупации в Харькове. Она была подпольщицей и сложила свою голову за свободу родной Украины. Почти до столетнего возраста дожила только дочь режиссера Евгения.

В 1987 году Всемирная организация по охране исторического наследия человечества ЮНЕСКО объявила празднование 100-летия со дня рождения скульптора, художника, кинодраматурга Ивана Петровича Кавалеридзе. В Киеве и в Ромнах, где несколько лет плодотворно работал Кавалеридзе, знаменитому скульптору открыли мемориальные доски, а на его малой родине в Новопетровке даже устроили мемориальный музей...

С тех пор прошло три десятка лет. 12 апреля нынешнего года минуло уже 130 лет со дня рождения Ивана Петровича, но по этому поводу не было слышно ровным счётом ничего...

Дарья САНИНА.