МИНИМАЛЬНАЯ ЗАРПЛАТА И МАКСИМАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

0

В 2016 году, по данным Eurostat, Украина с минимальной зарплатой в $60 (1600 грн) считалась самой бедной в Европе. С января нынешнего года, увеличив «минималку» до 3200 гривен или $118, наша страна обогнала Молдову, почти догнала Беларусь - $125, правда, пока даже не приблизилась к Литве - $385.

Премьер-министр Владимир Гройсман, инициатор этого «революционного» шага, утверждает, что новую повышенную заработную плату с нынешнего года получили 4 млн украинцев. Из них 1,55 млн - в бюджетной сфере, остальные - в реальном секторе экономики. Как это отразилось на их благополучии, попробуем разобраться.

Опыт января показывает, что удвоенные суммы, до которых подняли минимальную зарплату с 1 января, попадут в карманы далеко не всех украинцев, которым они положены. Еще до принятия бюджетообразующих законов, суливших это беспрецедентное повышение, вице-премьер Павел Розенко предупреждал, что больше четверти суммы уйдет на налоги, но это не афишировалось, и многие были уверены, что получат 3200 грн. В реальности же, после вычета подоходного налога и военного сбора, остается 2576 гривен. Но зачастую и этих денег пока нет.

И это стало проблемой бюджетных организаций. С одной стороны, они вынуждены поднимать зарплаты до нового уровня, а с другой - общий бюджет им не увеличили или увеличили незначительно, в то же самое время расходы на коммунальные услуги стремительно растут (их в ряде случаев должны покрывать местные бюджеты, у которых таких денег нет).

Комментируя ситуацию, бывший министр ЖКХ Алексей Кучеренко отметил, что с 1 января директора бюджетных предприятий оказались один на один с проблемой, как повысить минимальную зарплату и при этом втиснуться в зарплатный фонд, который остался без изменений. "В январе людей массово отправили в отпуска, пытаются всеми способами вписать новую минимальную зарплату в старый бюджет, так как зарплатный фонд остается неизменным - приходится сокращать штат работников, переводить сотрудников на половину или даже четверть ставки", - рассказал он.

Ситуация усугубляется ещё и тем, что повышение зарплат коснулось самых низкооплачиваемых, зарплаты остальных бюджетников привязаны к ставке первого разряда, которая сегодня составляет не 3200, а 1600 гривен, соответственно, и рост здесь незначительный. В этой ситуации руководители организаций вынуждены прибегать к экономии - переводить сотрудников на неполную ставку или уменьшать размер надбавки, что привело к тотальной уравниловке в зарплатах, когда специалист получает всего на 200 гривен больше, чем, к примеру, уборщица.

"Частному бизнесу – открытому и публичному - нечего тут бояться. Конечно, тех, кто хочет уйти в тень, кто не хочет платить людям заработную плату, отдать им должное, хотя бы на минимальном уровне 3200 грн начисления, будем наказывать", - не преминул предупредить премьер.

И наказание не заставило себя долго ждать

Законом №1774-VІІІ повышены ответственность и штрафы за несоблюдение законодательства о труде. В частности, дополнения внесены в ст. 265 КЗоТ Украины.

Если в прошлом году за каждого неоформленного сотрудника грозил штраф в размере 43,5 тыс. грн (30 минимальных зарплат), после увеличения «минималки» за подобное правонарушение придется заплатить вдвое больше.

Недопущение к проведению проверки по вопросам соблюдения законодательства о труде, создание препятствий в ее проведении наказываются штрафом в трехкратном размере минимальной заработной платы, установленной законом на момент выявления нарушения, то есть 9600 грн.

Если при попытке проверки по вопросам соблюдения законодательства по труду, по вопросам неоформленных работников, выплаты заработной платы без уплаты налогов и единого социального взноса инспекторам создаются препятствия в ее проведении, предприятию или предпринимателю грозит штраф в сумме 320 тыс. грн!

С 1 января этим же законом (№1774-VІІІ) изменена также сумма уплаты Единого социального взноса (ЕСВ):
- для предпринимателей 1 группы единого налога установлена сумма 352 грн (введен коэффициент 0,5 к минимальному страховому взносу в 704 грн);
- для предпринимателей 2–3 групп - 704 грн (22% от новой минимальной заработной платы 3200 грн);
- предпринимателей общей системы налогообложения, которые не работают и сдают пустые отчеты, также обязали уплачивать ЕСВ, не меньше минимального страхового взноса в сумме 704 грн;
- для юридических лиц ставка ЕСВ – 22% от начисленной заработной платы работнику, но не меньше минимального взноса в 704 грн.

Кстати, юридических лиц, сдающих пустые декларации, уплачивать минимальный единый страховой взнос не обязывают. От уплаты ЕСВ также освобождены все предприниматели-пенсионеры по возрасту и инвалиды, независимо от системы налогообложения.

Кто может прийти с проверкой

Право осуществлять проверки соблюдения законодательства о труде на предприятиях всех форм собственности и у предпринимателей законодатели предоставили органам местной власти (то есть штрафы пойдут в местные бюджеты).

Провести проверку по соблюдению норм трудового законодательства, а также применить финансовые (штрафные) санкции к работодателям смогут:

  • инспекции по труду;

  • органы местного самоуправления;

  • фискальная служба (в части уплаты налогов).

Министерство финансов как главный надзиратель получит свободный и бесплатный доступ ко всем государственным реестрам (Единому госреестру юрлиц и физлиц-предпринимателей, Государственному реестру регистрации имущественных прав и их ограничений, Госреестру имущественных прав на недвижимость, Госреестру актов гражданского состояния и другим).

За какие нарушения накажут и что будут проверять

*фактический допуск к работе без оформления трудового договора (контракта);

*оформление работника на неполное рабочее время, а по факту выполняющего работу за полное рабочее время, установленное на предприятии;

*выплату заработной платы (вознаграждения) без начисления и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и налогов;

*выплаты не в полном объеме;

*если работодатель дополнительно не оплачивает работу в ночное время и выходные дни, он наказывается штрафом в размере 10 минимальных зарплат – 32 тысячи гривен;

*нарушение установленных сроков выплаты заработной платы работникам, других выплат, предусмотренных законодательством о труде, более чем за один месяц; за задержку зарплаты - штраф в размере 9,6 тыс. гривен.

При Государственной регуляторной службе сформирован совещательный коллегиальный орган - Совет по вопросам государственного надзора и контроля, в полномочия которого входит рассмотрение обращений органов госнадзора (контроля) о предоставлении согласия на проведение внеплановой проверки на основании обоснованного обращения физического лица о нарушении субъектом хозяйствования его законных прав.

По результатам рассмотрения Совет обращается с предложением к руководителю ГРС относительно согласования или мотивированного отказа в таком согласовании. Планируется, что Совет будет заседать каждую пятницу.

Состав Совета формируется из представителей общественных организаций и должностных лиц ГРС. Для представления кандидатур в состав Совета можно обратиться по тел.: (044) 286-00-95; gromrada@dkrp.gov.ua

Как действовать и вести себя во время проверки?

Проверяющие действуют на основании Закона №1774-VІІІ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины", в котором изменены положения более 50-ти законов Украины, а также нормы Трудового кодекса Украины (КЗоТ). Специалисты считают, что не стоит встречать инспекторов агрессивно, лучше сразу дать понять, что вы готовы с ними сотрудничать. И при этом у вас есть необходимые юридические знания, поэтому вы не допустите необоснованных претензий.

Проверяющие обязаны:
1. Вручить акт о проведении проверки и предъявить служебные удостоверения. Ознакомьтесь с ними. Обязательно запишите данные удостоверений, должность проверяющих, кем выдано удостоверение и срок его действия. В соответствии с законом, приказ и направление на проверку должны быть выданы Главным управлением ДФС в соответствующей области и скреплены его печатью.
2. При необходимости - разрешение компетентного органа на посещение режимных объектов.
3. Медицинский допуск для посещения соответствующих объектов, выданный в порядке, установленном уполномоченным органом в области здравоохранения;
4. Проверочный лист с указанием пунктов требований, подлежащих проверке.

А также:
- если есть возможность разместить проверяющих отдельно, стоит ею воспользоваться;
- следует провести работу с сотрудниками и подготовить их к визиту проверяющих. Обязательно проинструктируйте сотрудников о том, что не нужно предоставлять из того, что просят сотрудники налогового органа, например, бухгалтерскую базу, базу контрагентов и иную информацию, относящуюся к коммерческой тайне;
- оформляйте передачу всех документов для проведения проверки в письменном виде, путем составления соответствующего акта приема-передачи. Это убережет в дальнейшем от негативных последствий и даст возможность отстоять свои права при обжаловании результатов проверки;
- пери необходимости ведите пошаговую запись действий проверяющих, воспользовавшись помощью средств аудио- и видеотехники;
- во избежание неверной трактовки ваших слов проверяющими давайте им пояснения в письменном виде.

Виктория БУРКОВСКАЯ.