В ЗОНЕ ДЕРЖАВНОГО ОТЧУЖДЕНИЯ

0

К очередной годовщине катастрофы на ЧАЕС власть традиционно вспомнит ликвидаторов её последствий, чтобы тут же про них забыть

За прошедшие три десятка лет в «чернобыльское законодательство» вносилось множество различных поправок, но как-то так получается, что в результате законные интересы украинцев, пострадавших от последствий радиоактивного заражения, оказываются всё более и более урезанными.

К сожалению, власти Украины никогда не были в состоянии профинансировать все льготы, предусмотренные законодательством для чернобыльцев, как и навести порядок в их распределении. Наряду с теми, кто действительно рисковал жизнью и здоровьем, были и остаются «липовые ликвидаторы», получившие удостоверения, пользуясь служебным положением, связями, или за взятку чиновникам. Но ни разу за все эти годы государство так и не сподобилось разобраться, кто есть кто. Вместо этого лишь стремилось урезать льготы, не вдаваясь в то, насколько обоснованно люди ими пользуются. Естественно, все это вызывало возмущение и, чтобы восстановить нарушенные права, люди вынуждены были обращаться в суды. Но в 2011 году через парламент был «продавлен» закон о гарантиях исполнения судебных решений, который, по сути, не оставлял никаких гарантий для выплат выигранных в суде льгот и пенсий для чернобыльцев, афганцев, «детей войны», что вызвало тогда, если помните, массовые акции протеста.

Правительство Яценюка пошло ещё дальше. 28 декабря 2014 года Верховная Рада приняла Закон «О внесении изменений и признании такими, что утратили действие, некоторых законодательных актов Украины». Он затронул 59 законодательных актов, в том числе Закон Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы».

В итоге для чернобыльцев 2-й и 3-й категории была исключена норма о первоочередном ежегодном бесплатном обеспечении санаторно-курортными путевками или путёвками на отдых с предоставлением ежегодной денежной помощи для компенсации их стоимости. Существенно урезали льготы и компенсации потерпевшим детям и их родителям.

Исключили статьи, где речь шла о компенсациях гражданам и помощи семьям, имеющим детей школьного возраста и проживающим на территориях радиоактивного загрязнения. Исключили также доплаты людям, работающим на территориях радиоактивного загрязнения, и некоторые другие статьи.

Ряд льгот был переведен в «ручной режим» и передан на усмотрение правительства. К примеру, изменения коснулись компенсации за вред, нанесенный здоровью лицам, ставшим инвалидами в результате Чернобыльской катастрофы, участникам ликвидации последствий аварии на ЧАЭС и семьям за потерю кормильца. Раньше одноразовая компенсация семье, утратившей кормильца, составляла 60 минимальных заработных плат. А с 1 января 2015 года все льготы выплачиваются в порядке и размерах, установленных Кабинетом министров Украины.

В соответствии с обновленным Законом условия, порядок назначения и минимальные размеры пенсий по инвалидности, которая наступила в результате заболевания, и пенсии в связи с потерей кормильца в результате последствий Чернобыльской катастрофы теперь определяются актами Кабинета министров Украины. До внесения поправок Законом «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы» могли предоставляться льготы и компенсации, предусмотренные не только этим, но и другими законами Украины. С 1 января 2015 года чернобыльцам, которые одновременно имеют право и на другие льготы, они предоставляются по их выбору в соответствии только с одним из законов Украины.

Попытка нардепов: дубль-1

17 марта 2016 года Верховная Рада приняла закон, который "частично восстанавливал социальную справедливость - льготы, путевки для лечения или оздоровления пострадавших, гарантии ежегодного медицинского обследования и лечения детей ликвидаторов аварии на ЧАЭС", а также "отменял нормы об ограничении размера пенсии для работающего чернобыльца".

С точки зрения восстановления социальной справедливости в отношении чернобыльцев - это был шаг вперед. Но Петр Порошенко наложил вето, аргументируя это тем, что "Закон не соответствует норме части третьей статьи 95 Конституции Украины о стремлении государства к сбалансированности бюджета".

И парламент не смог вернуть льготы чернобыльцам. Депутатам не удалось преодолеть вето президента на закон, восстанавливавший социальную защиту пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы, - необходимых 226 голосов набрать не удалось.

Попытка нардепов: дубль-2

И вот 11–14 апреля Верховная Рада снова планирует рассматривать вопросы, связанные с социальной защитой участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Что намерены сделать на этот раз для пострадавших от последствий катастрофы депутаты? Возможно, они попытаются спасти Национальный научный центр радиационной медицины НАМН Украины (ННЦРМ), оказавшийся под угрозой закрытия.

В этом главном научно-медицинском государственном учреждении страны по минимизации медицинских последствий аварии на Чернобыльской АЭС по причине сокращения финансирования не хватает средств ни на зарплату, ни на коммуналку, ни на развитие научной деятельности.

Официально это звучит так:

  • средства по разделу «здравоохранение» на выплату заработной платы в номинальном исчислении по сравнению с 2016 годом уменьшены на 17 567,9 тыс. грн. Реальные потребности по этому разделу, по крайней мере, в 2 раза выше - 49 700 тыс. грн.;

  • средства по разделу «наука» на заработную плату в номинальном исчислении по сравнению с 2016 годом уменьшены на 1 348,8 тыс. грн. Реальные потребности по этому разделу должны быть в три раза больше - 12 563,6 тыс. грн.

  • также уменьшены средства на оплату коммунальных услуг и энергоносителей, тепло и водоснабжение.

Все вышеизложенное привело к необходимости сокращения почти 400 сотрудников ННЦРМ и практически к прекращению предоставления высокоспециализированной медицинской помощи пострадавшим в результате аварии на ЧАЭС. Сложившее положение может привести к полной дезорганизации деятельности учреждения, имеющего общегосударственное стратегическое значение для медицинского и дозиметрического обеспечения населения и персонала при радиационных авариях, стратегическом или тактическом применении ядерного оружия, террористических актах с применением «грязной бомбы». Кроме того, проблематично дальнейшее участие Украины в сотрудничестве с МАГАТЭ (ИАЕА) по минимизации последствий радиационной аварии в Фукусиме (Япония). (Информация Всеукраинской общественной организации инвалидов «Союза Чернобыль-Украина».)

Слёзы, а не повышение

Действующий Закон Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы», который не захотел менять наш президент и с которым за три года успели познакомиться все, кого он касается, оптимизма не вызывает.

Если с 1993-го по 2007 год первая категория получала десять минимальных пенсий по возрасту, вторая – восемь, третья – шесть, то в последние годы размер пенсии значительно уменьшился. С 2014 года по настоящее время пенсия начисляется по постановлению Кабмина №1210 по формуле, в которой за основу берется средняя зарплата за 2006 год, естественно, без учета инфляции, приближающейся сегодня к катастрофической.

Лицам, отнесённым к 1-й категории (ликвидаторам) (ст. 50), инвалидам 1 группы пенсии повышены на 474,50 - 341,64 грн., 2-й - на 379,60 – 341,64 грн., 3-й - на 284,70 – 227,76 грн., детям-инвалидам и больным лучевой болезнью - на 170,82 грн.

Слезы, а не повышение. И так во всём.

Лицам, отнесённым ко 2-й, 3-й и 4 категориям (ст. 51) пенсии повышены соответственно на 170,82 грн., 115,88 грн. и 56,94 грн.

Размер компенсационной выплаты за потерю кормильца (ст. 52) увеличен на 113 грн. 88 коп.

Прожившим или отработавшим в чернобыльской зоне не менее 4-х лет, пенсионный возраст снижается на 2 года и на 1 год - за 3 года проживания или работы, но не более 5 лет.

С 2017 года Кабмин принял решение чернобыльцам самостоятельно выбирать санатории для лечения и отдыха либо получать денежную компенсацию. В госбюджете для обеспечения санаторно-курортными услугами пострадавших предусмотрено 123 500 000 грн, что позволит оздоровить 22 тыс. человек 1-й категории (80% от потребности) и 650 (100% от потребности) детей с инвалидностью, инвалидность которых связана с последствиями аварии на ЧАЭС.

По состоянию на 22 марта, по информации структурных подразделений Минсоцполитики, из 22 тысяч нуждающихся в оздоровлении инвалидов 1-й категории и 650 детей-инвалидов заключено лишь 627 трехсторонних соглашений между пострадавшим лицом, управлением соцзащиты населения и санаторно-курортным учреждением.

Как рассказал мне знакомый чернобылец, на 18 дней отдыха предусмотрено 5000 грн., если не укладываешься в эту сумму, доплачиваешь остальное сам. Тем, кто отказывается от путевки, уверял он, из 5000 грн. возвращают 10%.

Всем ли чернобыльцам обеспечивают сегодня необходимое санаторное лечение, выплачивают пенсии по закону, выдают лекарства по рецептам, устраивают без очереди детей в детские сады, улучшают жилищные условия и т.д. и т.п.? Вопросы риторические…

Так что остаётся верить в лучшее, но надеяться, как всегда, только на себя.

Виктория БУРКОВСКАЯ.