БЫТЬ БЕДНЫМ СТАНОВИТСЯ ВСЁ ДОРОЖЕ

0

Согласно меморандуму с МВФ, правительство Украины пообещало ввести абонплату за газ до конца июля 2017 года, соответственно, новая формула и принцип расчёта тарифа на него могут снова стать актуальными.

Напомним, энергетический рынок страны работает сегодня на основе нормативно-законодательной базы, формируемой Верховной Радой, президентом и Кабинетом министров. Министерство топлива и энергетики уполномочено формировать и реализовывать долгосрочные и среднесрочные программы развития отрасли, Национальная комиссия госрегулирования энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) – государственную ценовую и тарифную политику в отрасли и отстаивать интересы потребителей на рынке естественных энергетических монополий.

Однако оптовый рынок электроэнергии (ОРЭ) функционирует по уже устаревшей модели «единого покупателя» (пула). Его формируют все субъекты энергетики – лицензиаты (генерирующие и распределительные компании, поставщики электроэнергии). Государственное предприятие «Энергорынок» является коммерческим оператором ОРЭ и тем самым «единым покупателем». НЭК «Укрэнерго» - владелец и оператор магистральных сетей класса напряжения 220 кВ-750 кВ, выполняет диспетчерские функции технического оператора.

Энергогенерирующие мощности ОРЭ - атомная, тепловая, гидро- и альтернативная генерация электроэнергии с установленной мощностью порядка 52 730 МВт. В Украине действуют 4 атомные электростанции с 15-ю энергоблоками, из которых Запорожская АЭС с её 6-ю энергоблоками и общей установленной мощностью 6000 МВт является крупнейшей в Европе. По количеству энергетических реакторов (все - типа ВВЭР) Украина занимает 10-е место в мире и 5-е в Европе.

Среднегодовой объем производства электроэнергии ОРЭ, с учетом потребностей рядовых потребителей страны, составляет порядка 195,5 млрд. кВт•ч. В летне-осенний период 2014-го выработка электроэнергии на атомных станциях впервые за много лет превысила 50% общей выработки, в связи со снижением мощностей теплоэнергетики из-за боевых действий на востоке страны и недостатка топлива. А теперь перейдем непосредственно к теме.

СТРАСТИ ПО ТАРИФАМ - 1

Итак, с 1 апреля Национальная комиссия госрегулирования энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) уже готова была утвердить размер абонентской платы за подключение к системе газоснабжения. Но неожиданно это «нововведение», возмутившее даже наших терпеливых потребителей, наделало столько шума, что вынужден был вмешаться даже президент.

ИМЕЙТЕ В ВИДУ!
Если вы обнаружили, что увеличилось количество потребляемой электроэнергии, проверьте свой счётчик
Как это сделать, рассмотрим на примере обычного электросчётчика. На нём зелёной рамочкой обведены цифры «A=3200imp/(kw•h). Именно эти электронные импульсы и подсчитываются механическими колёсами счётчика. Другими словами, каждый три тысячи двухсотый импульс знаменует собой один подсчитанный киловатт-час. То есть в данном счётчике один киловатт-час «набегает» ровно через каждые 3200 импульсов, отображаемых светодиодом «А» (обращаем внимание, что число «А» в разных счётчиках может быть разным).
Подобный счётчик, но с заведомой предустановкой, насчитывает киловатт-час не за 3200, а за 1600 импульсов - ровно в 2 раза быстрее. Чтобы это проверить, не обязательно сидеть и считать 3200 импульсов (или сколько там у вас будет). Самый правый «сегмент» счётчика показывает не киловатты, а его сотые доли (0,01 kW) и этот «сегмент» разделён на 100 частей. Через каждый подсчитанный 1/100 kW слышится характерный щелчок, и колёсико сотых долей киловатта прокручивается на одно, самое маленькое, деление. То есть в нашем случае счётчик будет щёлкать каждые 3200/100=32 импульса (моргания светодиода), а ваш «неправильный» - в два раза чаще - каждые 16 импульсов. Другими словами, вы должны проверить соответствие заявленного заводом-изготовителем количества импульсов на каждый киловатт-час с реальным количеством этих импульсов, подсчитав, действительно ли за А/100 импульсов «набегает» 0,01 kW.

Вызванный, так сказать, под давлением общественности в парламент глава комиссии Дмитрий Вовк отчитаться не поспешил - явился на 2 дня позже. И хотя нардепы эпитетов для него не пожалели, никакой вины не признал, более того, напомнил, что новая методология была введена согласно стандартам ЕС и Закону Украины о рынке газа №329-VIII, принятому самой же Верховной Радой и вступившему в силу с 1 апреля 2017 года.

На данный момент решения об абонплате приостановлено, регулятор пообещал его доработать и провести дополнительные консультации с Кабмином об увеличении субсидий на услуги по транспортировке и распределению газа. По заверениям Д. Вовка, регулятор также планирует предоставить населению с наименьшим потреблением голубого топлива дополнительный период для адаптации и "перенести введение отдельной платы для этой категории потребителей до принятия решения по снижению тарифов на тепловую энергию".

Так что, видимо, уже с октября, когда начнется отопительный сезон, будет начисляться плата за газ как товар (4942 грн. за тысячу кубометров плюс предельная торговая наценка газоснабжающей компании, которая составляет 3,2%) и отдельно абонплата за «присоединение» дома к услуге централизованного отопления.

Кроме того, для хозяев домов и квартир, где установлены счетчики минимального типоразмера G1,6, как обещают, рост цены будет менее ощутимым, чуть ли не в 3 раза. А вот на сколько именно - время покажет. Но для этой категории потребителей счет за транспортировку вырастет ощутимее других - примерно в 7 раз. Дело в том, что из 4,47 млн. потребителей, использующих газ только для приготовления пищи, счетчики установили лишь 1,19 млн. Эта группа потребляет 6% от всего расходуемого газа, что составляет 34% от общего числа бытовых потребителей. В таких случаях счет абоненту выставляют согласно нормам потребления.

Со счетчиками G4 и G6, которые используются при больших объемах потребления газа, к примеру, для отопления домов, тоже не все так просто. В зависимости от конкретного типа счетчика и количества потребленного газа цена может вырасти в 2–4 раза (при объемах до 800 куб. метров в год), а может не измениться и даже опуститься. Кто и как будет считать.

СТРАСТИ ПО ТАРИФАМ - 2

На страстной неделе Верховная Рада приняла законопроект "О рынке электрической энергии". За него проголосовали 277 народных депутатов. Неоднозначность данного законопроекта следует уже из того, что ко второму чтению в документ было подано более 1000 поправок, над которыми работала специально созданная рабочая группа. Но ни одна из поправок принята не была.

Комментарий специалиста
Директор энергетических программ Центра мировой политики и международных отношений НАНУ Валентин Землянский: «Если закон о рынке газа и закон о рынке электроэнергии нормально взаимодействуют, то в этой ситуации возможен вариант, когда один трейдер может поставлять сразу несколько услуг, то есть работать на смежных рынках и, соответственно, в совокупности за счет оборота предоставлять эти услуги по более низким тарифам. Для рядового потребителя закон о рынке электроэнергии дает те же возможности, которые в принципе прописаны в законе о рынке газа: выбор поставщика, снижение тарифа за счет появления альтернативных поставщиков, получение более качественной и надежной услуги. Естественно, будет введена и абонплата за пользование электросетями. Когда ты работаешь с абсолютно независимым частным поставщиком, тебя абсолютно не интересует, в каком состоянии находятся сети. В этом случае вопросы об износе сетей, стимулировании облэнерго как природной монополии - к твоему контрагенту, который уже не сможет свалить вину на облэнерго".

По мнению авторов законопроекта, он внедряет нормы:

  • третьего энергетического пакета ЕС, в том числе в вопросе разделения компаний по направлениям распределения и передачи электроэнергии;

  • дополняет перечень участников рынка новым - трейдером, которым может быть любой субъект хозяйствования, осуществляющий покупку электрической энергии исключительно с целью ее перепродажи, кроме продажи потребителю;

  • ухода от практики единственного покупателя и внедрения рыночных механизмов ценообразования. Предполагается разделение существующих энергопоставляющих компаний на два отдельных бизнеса. Передача (сети) и поставка (условно говоря, последняя миля - учет). Таким образом, закон создает (но не гарантирует) предпосылки для конкурентной среды на рынке;

  • двухлетнего переходного периода с момента внедрение всех сегментов нового рынка, то есть утвержденные законом изменения вступят в силу только через 2 года.

Создание рынка электрической энергии, по мнению авторов законопроекта, должно положительно повлиять на ликвидность рынка и способствовать ограничению существенных колебаний цен на нем. Кроме того, законопроектом вводится система специальных обязанностей для обеспечения общественных интересов в процессе функционирования рынка электроэнергии. Иначе говоря, принятый закон отпускает в свободное плавание производителей электроэнергии.

В свою очередь, независимые эксперты прогнозируют увеличение тарифов на 150 грн. в месяц и выше. И деньги уйдут не в бюджет государства, а в карманы монополистов.

Виктория БУРКОВСКАЯ.