ЭТО СЛУЧИЛОСЬ В ИЕРУСАЛИМЕ, "ПРИ ПОНТИИ ПИЛАТЕ"…

0

Пасха не просто праздник. Она - суть христианства, основа и венец веры, первая и самая великая истина, которую "благовествовали" апостолы. Однако тех, кто внимательно прочтёт их послания и первые проповеди, приведённые в "Деяниях", ждёт сюрприз: ни о каком учении Христа в них речи нет. Апостолы ни разу не говорят: "как учил нас Господь", не пересказывают Нагорной проповеди и не передают из уст в уста рассказы о чудесах Христовых исцелений.

Для них важнее иное: Он умер за грехи наши, но и воскрес. Выходит, христианство - не учение, не морализирование, а изложение факта. Апостолы и проповедуют только факт - событие, очевидцами которого они оказались. Но при этом говорят о Воскресении Христовом не как о событии лишь в Его жизни, но и в жизни тех, кто принял пасхальное благовестие, потому что "Дух Того, кто воскресил из мёртвых Иисуса, живёт в нас" (Рим. 8,11). Необычайность произошедшего с Христом состоит в том, что Его смерть и воскресение "действует в нас" (2 Кор. 4,12).

Но что же произошло между этими двумя событиями? Распятый в пятницу и воскресший в воскресенье, в субботу Христос нисходит в ад (Еф.4,8-9; Деян.2,31), чтобы вывести оттуда людей, освободить пленников. Знакомое всем изображение Христа, в белоснежных ризах исходящего из гроба со знаменем в руке, - это более поздняя католическая версия, появившаяся в православных храмах во времена после Петра Первого и широко распространенная. На древних иконах момент Воскресения Христа не зафиксирован. Реальное изображение повествует о событиях, имевших место днем раньше - в Великую субботу.

Пасхальной иконой православной церкви является "Сошествие в ад". На ней Христос держит за руки Адама и Еву, чтобы вывести их из места скорби. Он только что закончил спуск, и сокрушенные им врата ада, разломанные, лежат под Его ногами. Первое, что бросается в глаза в иконе сошествия - в аду находятся… святые. Люди в нимбах окружают Христа, спустившегося в преисподнюю, и с надеждой смотрят на Него.

Дело в том, что до Пришествия Христова, до того, как Он соединил в себе Бога и человека, путь в Царство Небесное для людей был закрыт. С грехопадением первых из них (Адама и Евы) прервалась животворящая связь людей и Бога. Даже в смерти праведник не соединялся с Всевышним.

Состояние, в котором пребывали души умерших, в древнееврейском языке обозначается словом "шеол" - сумеречное и безобразное место (Иов. 10,21-22). Это, скорее, состояние тяжкого и бесцельного сна, нежели место каких-то конкретных мучений. Древнейшие ветхозаветные книги не знают идеи посмертной награды, ожидания рая и вечного блаженства…

И вот пришло время, когда надежды, казалось, обманутые, оправдались, когда исполнилось пророчество Исаии: "На живущих в стране тени смертной свет воссияет". Ад обманулся: он думал принять свою законную дань - человека, смертного сына смертного отца. Он приготовился встречать плотника Иисуса из Назарета, который обещал людям Новое Царство, а сейчас и сам окажется во власти древнего царства тьмы. Но вошел не просто человек, а Бог. В обитель смерти вошла Жизнь, в средоточие тьмы - Свет.

Впрочем, и смысл, и событийное настроение вряд ли удастся передать лучше, чем это сделал святитель Иоанн Златоуст: "Пусть никто не рыдает о своем убожестве, ибо явилось общее Царство. Пусть никто не оплакивает грехов, ибо воссияло прощение из гроба. Пусть никто не боится смерти. Воскрес Христос и Жизнь пребывает. Воскрес Христос и мертвый ни един в гробе!" Знаменитое "Слово св. Иоанна Златоуста", которое прекрасно описывает торжество и значение Пасхи, священник читает в конце Заутрени. Но все это лучше увидеть, услышать и снова пережить самому.

Кстати, слово "пасха" пришло к нам из греческого языка и означает "избавление". И с тех пор каждый христианин может сказать: самое главное событие в моей жизни произошло в Иерусалиме, "при Понтии Пилате"…

Дарья САНИНА.