МОЛОДЫМ УЧЁНЫМ ОДНА ДОРОГА — НА ЗАПАД?

0

Президент НАН Украины, академик Борис Патон с огорчением констатирует, что последние 3 года число молодых ученых в стране стремительно уменьшается. В прошлом году на работу в НАН пришло вдвое меньше молодых специалистов, чем в предыдущем, 2015-м, сообщает УНН. Из-за этого не выполнен план приема в аспирантуру. По словам Патона, усиление работы с научной молодежью и оказание поддержки молодым исследователям приобретает сейчас особое значение.

А как ее усилишь, если, по словам замминистра образования и науки Максима Стрихи, наукоёмкость украинского ВВП упала в прошлом году до рекордно низкого уровня - немногим более 0,3% ВВП. Для сравнения: затраты на науку в Израиле составляют 4,2% ВВП, Швеции - 3,6%, Японии - 3,5%, Германии - 2,9%, США - 2,7%, Китае - 1,6%, Индии - 0,8%. Но даже те небольшие средства, которые выделяются, по словам чиновника, идут на социальное обеспечение учреждений, а не на научные исследования, сообщает «Интерфакс-Украина».

В стране сложилась целенаправленная система "вымывания" мозгов, считает и академик НАН Украины, директор Государственного фонда фундаментальных исследований (ГФФИ) Борис Гринев. Процесс сокращения научного потенциала Украины приобрел масштаб массового бедствия, последствия которого для национальной экономики и общества еще только предстоит осмыслить, заявил он в интервью ZN.UA.

По словам академика, число молодых ученых, стремящихся выехать за рубеж и реализовать себя в развитых странах, поражает: в одной только Германии сейчас учатся и работают 25 тысяч украинцев, которые получают от государства грантовую поддержку. Еще 600 тысяч абитуриентов стремятся поступить в тамошние учебные заведения или на языковые курсы. Как отмечает Борис Гринев, Германия, наряду с некоторыми другими европейскими странами, активно заинтересована в притоке интеллектуального ресурса из-за рубежа, и Украина обеспечивает Европе значительный приток образованной молодежи.

Академик НАНУ Богдан Данилишин считает, что для того, чтобы заинтересовать перспективную молодежь оставаться после окончания вузов в Украине, необходимо создавать научно-технологические кластеры, связывающие в единое целое науку и производство. Очень дельное и своевременное предложение, если бы не одно «но».

Аналогичные цели на технопарки возлагались и ранее, два из которых даже были созданы: «Институт электросварки им. Е. О. Патона» и НТК «Институт монокристаллов». Но они так и не смогли реализовать в полной мере свой потенциал, поскольку закон о технопарках заблокировали, а закон об инновационной деятельности не вступил в силу.

Создаётся впечатление, с сожалением констатирует академик, что высшие чиновники страны не понимают значения науки, хотя с удовольствием получают не заслуженные ими научные степени и звания, и сознательно блокируют развитие науки в Украине.

А в это время Минобразования представило на общественное обсуждение проект типового учебного плана для 10–11 классов. Если судить по предлагаемой обязательной школьной программе, в Украине не заинтересованы в серьезном изучении физики, химии и точных наук.

Ольга ПРОНИНА.