ИЗ РИМА В РИМИНИ

0

Очарование итальянской провинции

Точно так же, как нельзя судить по Нью-Йорку обо всей Америке, так и Рим, о котором мы уже рассказывали, не является исключительным олицетворением удивительной и восхитительной Италии. Её провинциальная глубинка не менее колоритна и неподражаема.

Невозможно описать словами те непередаваемые впечатления и эмоции, которые мы перманентно испытывали во время путешествия из Рима в Римини, пересекая практически посередине знаменитый географический «сапожок». Даже вечный спутник туристов - хронический недосып - был не в состоянии побороть желание, не отрываясь, смотреть в окно, любуясь проплывающими пейзажами. Не иначе как вся эта красота выписана кистью Всевышнего! Несмотря на все интеграционные процессы, преобладание хай-тека, Италии удалось не поддаться архитектурному искушению и сохранить индивидуальность, присущую ей и только ей…

Выйти за рамки стандартного

Настоящим культурным шоком стало посещение небольшого городка Ассизи. Построенный из розового камня «туф» на высокой скале, он вырастает перед вами, как будто из облаков. А на мощенных булыжником узких улочках застыло настоящее средневековье. Входишь в эту красоту и словно растворяешься в ней, сам себе не веря, что это происходит действительно с тобой!

В Ассизи с нами случилось забавное недоразумение. Туроператоры чего-то там напутали, и вместо русскоязычного гида нас встретила симпатичная англоговорящая экскурсовод. Так как времени на «разборки» не было, пришлось осматривать достопримечательности с комментариями на «примитивнейшем» английском, поскольку более продвинутым уровнем в нашей группе, увы, никто не владел. Но это не помешало в полной мере насладиться невероятной прогулкой по Ассизи. С его улочками, карабкающимися в гору, со старинными домиками, с чарующей нетронутой стариной. Как утверждают историки, городок сохранился практически в том же состоянии, как много веков назад. Не считая многотысячных толп туристов и паломников, разумеется.

Главная достопримечательность Ассизи – величественная, украшенная красивейшими фресками и витражами церковь Сан-Франческо - главная святыня «ордена нищенствующих францисканцев». Храм был сооружен в честь Святого Франциска Ассизского, родившегося в этом городе.

Нетленные мощи святого бережно сохраняются в нижнем ярусе церкви, куда мы спустились, без преувеличения, с каким-то мистическим трепетом. Именно святому Франциску удалось переосмыслить саму суть бедности. Следуя примеру и заветам Христа, он сумел из отрицательно воспринимаемого подавляющим большинством его соотечественников отречения от соблазнов мира создать положительный жизненный идеал. А вместе с этим ему удалось преобразить и само назначение монашества, поменяв существование монаха-отшельника на активную жизнь апостола-миссионера. Отрекаясь от суетности мира духовно, он остается в нем физически, чтобы, участвуя на равных в повседневной жизни людей, оказывать им помощь, призывать к смирению или покаянию, когда это необходимо для их же блага.

Может, именно поэтому весьма живописно одетые монахи действующего местного монастыря францисканцев, которых мы встречали на улочках Ассизи, так приветливы и доброжелательны к туристам-чужакам, которые не в силах отказать себе в удовольствии сфотографироваться с колоритными обитателями древнего города. Подверженные инстинкту толпы, разумеется, не упустили такой возможности и мы. А еще - купили изысканные керамические сувениры с изображением классического Франциска Ассизского в коричневой монашеской рясе, подпоясанной веревкой с тремя узлами - символами данных им обетов: воздержания, целомудрия и послушания.

Глина – это гениально!

Следующей нашей остановкой был город, в котором, собственно, и были изготовлены эти прекрасные керамические изделия. Называется он Дерута. Тут уместно отметить, что практически все сувениры, а также обувь и одежда, продающиеся на территории Италии, изготовлены исключительно в Италии, а не в вездесущем Китае, как это принято в подавляющем большинстве развитых стран мира. Не знаю, как вас, а меня эта «патриотическая» подробность тронула до глубины души. Если керамика - одно из самых древнейших видов искусств, то Италия, без сомнения, является местом его рождения. И Дерута здесь выделяется особо. На протяжении веков тут были созданы тысячи произведений искусства, которые сегодня хранятся в музеях, личных коллекциях, антикварных галереях на всех пяти континентах. Толпы туристов специально приезжают в Деруту, чтобы посетить заводы, фабрики, музеи и старые мастерские, находящиеся у подножья старой деревни. Все это говорит о том, что, несмотря на время, городу удалось сохранить те характерные черты, которые сделали его самым известным в мире.

Разумеется, и мы не остались в стороне, а отправились на одно из самых уникальных действующих предприятий, где с искренним удовольствием наблюдали, как из кусков темной глины в умелых человеческих руках на наших глазах рождаются настоящие шедевры.

Зри под землю и там увидишь…

Исторически так сложилось, что Дерута всегда была привязана к Перудже – столице провинции Умбрия, единственной области Апеннин, не имеющей выхода к морю. Однако вынужденная «обезвоженность» отнюдь не мешает десяткам тысяч путешественников ежегодно посещать этот старинный, дышащий средневековой атмосферой город. Особенно впечатлила подземная часть Перуджи, с чрезвычайно разветвленной и запутанной системой галерей и тоннелей, принадлежащих этрусской, римской и византийской эрам. Один из входов в это сказочное подземелье находится прямо в галерее обычного с виду административного здания, куда мы спустились на эскалаторе, и были потрясены увиденным. Внизу действительно находился целый город с улицами и переулками, уходившими в полумрак. Вместо неба - высокие каменные своды, под ногами – грубый каменный пол. Старинный город-фантом будоражил воображение, напоминая театральные декорации фантасмагорической пьесы, где можно переходить из одного дома в другой, от которых остались только задние стены. Кое-где сохранились боковые перегородки, а в одном месте мы увидели подобие очага. Пару раз попадались фрагменты старинных скульптур.

Мы ходили по улицам с остовами трехэтажных домов и средневековыми арками, соединяющими их на противоположных сторонах узких улочек. Всю эту ирреальную картину скудно освещали редкие фонари. Иногда сверху пробивался тусклый свет из вырубленного в каменном потолке светового колодца. И вдруг после очередного поворота мы попадаем на свет Божий, щурясь от яркого полуденного солнца и еще долго приходя в себя после пережитого «культурного» потрясения…

Что касается поверхности, то, с туристической точки зрения, наиболее интересное место в Перудже - ее исторический центр, представляющий собой хаотичный лабиринт узких улочек, заполненных церквями, музеями и уникальными археологическими памятниками. Мы направили свои стопы к зданию бывшего доминиканского монастыря, где расположен Национальный археологический музей Умбрии. Наш дружный интерес вызвали представленные здесь саркофаги, урны и надгробные камни, изображающие погребальную церемонию. Но как-то не печалилось. Наверное, потому, что многие из надгробных памятников были украшены фигурами радостных и улыбающихся людей. Ведь этруски верили: провожать в загробный мир нужно с музыкой и весельем. Эту историческую деталь мы почти хором прокомментировали словами знаменитой частушки о двух порванных баянах на похоронах тещи…

Но настоящий восторг души - самый грандиозный в Европе и один из крупнейших в мире Фестиваль шоколада под названием «Eurochocolate». Каждый год в октябре в Перудже, ставшей своеобразной «сладкой столицей» мира, на несколько дней собираются истинные эксперты и простые любители этого ни с чем не сравнимого лакомства.

По следам Феллини - в Римини

И наконец, Римини – чрезвычайно шумный и многолюдный итальянский курорт на Адриатическом побережье, центр так называемой Романьской ривьеры. Римини неразрывно связан с именем великого итальянского режиссера Федерико Феллини: здесь он родился, вырос, не раз воссоздавал этот город в своих фильмах и здесь же нашел свой последний приют.

Прогулка по местам Феллини начинается с городской набережной. Именно сюда приезжали «маменькины сынки», не зная чем заняться долгими зимними вечерами. Именно здесь один из героев фильма «Амаркорд» произносит знаменитую фразу: «Дед мой делал кирпичи, отец мой делал кирпичи и я делаю кирпичи, но где же мой собственный дом?» Как и в былые времена, в порту собираются мужчины, чтобы порыбачить и посудачить. Пройдя вдоль берега по набережной, можно выйти к парку имени великого Феллини, возле которого расположен один из символов Римини - легендарный Гранд Отель. Здесь даже в наше время сохраняется атмосфера начала ХХ века, когда юный Федерико прибегал к шикарному зданию отеля, чтобы пофантазировать о приезжих, которые в нем останавливались, полюбоваться роскошными нарядами женщин.

Будучи уже всемирно известным, Федерико Феллини с женой Джульеттой Мазиной неизменно останавливались в одном и том же номере - 316. Здесь великий режиссер вспоминал свое детство и часами сидел в холле отеля, наблюдая за постояльцами и разгадывая их судьбы. В этом же отеле в августе 1993 года с Федерико случился инсульт, от которого он так и не смог оправиться…

В память о великом земляке благодарные жители Римини каждые два года, во время праздника Festa de' Borg, создают на стенах своих домов памятные фрески - муралы - о жизни и фильмах этого гения ХХ века…

Виктория ЯСНОПОЛЬСКАЯ.